Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.
Над фюзеляжем на опоре расположен обтекатель антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2 м. Опора снабжена антиобледенительной системой.
Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей Д-ЗОКП-2 тягой по 12300 кгс. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Баки разделены на четыре группы по числу двигателей.
Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения — Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение.
Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) "Шмель". РТК размещен внутри фюзеляжа самолета, антенные системы локаторов - в обтекателе. Основой комплекса "Шмель" является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов противника осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей.
Аппаратура РТК также включает:
- цифровой информационно-вычислительный комплекс;
- систему активного запроса-ответа и передачи команд;
- систему государственного опознавания;
- блоки командной линии радиоуп равления;
- средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами;
- систему отображения данных на рабочих местах операторов;
- средства документирования данных.
РЛС комплекса "Шмель" позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малозаметные, например, крылатые ракеты), в том числе на малых высотах на фоне подстилающей поверхности, а также надводные корабли.
Наведение самолетов на цели осуществляется как по автоматическим каналам передачи команд в эфир, так и голосом по обычным каналам связи. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры и непосредственно (в зависимости от типа АСУ). Самолет А-50 оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.
В экипаж входят пять человек летного состава и десять - персонала радиотехнического комплекса. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторами ЭЛТ.
Для защиты экипажа от СВЧ-излучения технический отсек отделен экранирующей сеткой, а в иллюминаторах использовано металлизированное стекло.
Радиоэлектронное оборудование самолета А-50 обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.
Для обороны самолета на маршруте и в зоне патрулирования имеется комплекс, обеспечивающий его защиту в передней и задней полусферах от управляемого оружия истребителей противника. Он включает в себя средства радиоэлектронного противодействия (автомат выброса дипольных отражателей и ИК ловушек и другие).
Около 20 самолетов находятся на вооружении ВВС России. Ведется разработка модернизированных вариантов и модификаций для ВВС России и зарубежных заказчиков.
Основные характеристики:
Экипаж, чел.: | |
летный
| 5 |
персонал РТК
| 10 |
Масса, т: | |
максимальная взлетная
| 190 |
максимальная посадочная
| 151,5 |
топлива
| 64,82 |
РТК
| 20 |
Скорость патрулирования, км/ч | 600 |
Максимальная дальность полета, км | 5000 |
Практический потолок, м | 10200 |
Высота патрулирования, м | 5000-10000 |
Время, ч: | |
полета
| 7,7 |
патрулирования на дальности 2000 км
| около 1 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. | 2 |
Диапазон волн РЛС | сантиметровый |
Количество: | |
одновременно сопровождаемых целей
| 50-60 |
одновременно наводимых истребителей
| 10-12 |
Дальность обнаружения целей, км: | |
воздушных, типа «истребитель», с ЭПР = Зм2
| 220-240 |
крупных морских
| до 400 |
Дальность радиосвязи, км: | |
по каналу КВ-диапазона
| 2000 |
по каналу УКВ-диапазона
| 400 |
по широкополосной радиолинии
| 400 |
по спутниковой радиолинии
| не менее 2000 |
Условия базирования | аэродром I класса, бетон |
Размеры самолета, м: | |
длина
| 46,59 |
высота
| 14,76 |
размах крыла
| 50,5 |
Площадь крыла, м2 | 300 |